Кемеровская природоохранная прокуратура разъясняет положения законодательства об ответственности за нарушение требований к оснащению источников загрязнения окружающей среды системами автоматического контроля

Кемеровская природоохранная прокуратура разъясняет положения законодательства об ответственности за нарушение требований к оснащению источников загрязнения окружающей среды системами автоматического контроля

26 апреля 2024

Статьей 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на владельцев объектов I категории, оказывающих значительное негативное воздействии на окружающую среду, возложена обязанность по оснащению стационарных источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образующихся при эксплуатации технических устройств и оборудования, автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду. Речь идет о выбросах или сбросах, которые возникают при эксплуатации устройств или оборудования, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.Так, к видам технических устройств и оборудования на объектах I категории, стационарные источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению системой автоматического контроля, относятся в числе прочих, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 13.03.2019 № 428-р, установки очистки газов при производстве кокса из каменного угля, установки получения аммиака при производстве минеральных удобрений, установки по производству чугуна и стали, установки по сжиганию отходов I, II и III классов опасности, выпуски сточных вод в водные объекты.

Срок создания системы автоматического контроля установлен частью 9 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
С 01.02.2022 вступили в силу изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля. Кодекс дополнен статьей 8.51, согласно которой, должностные лица, не исполнившие требования природоохранного законодательства об оснащении системами автоматического контроля стационарных источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, могут быть подвергнуты административному штрафу в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей. Юридическим лицам за указанное правонарушение грозит административный штраф в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Установка систем автоматического контроля с нарушением требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов или сбросов загрязняющих веществ, требований к техническим средствам фиксации и передачи сведений о таких показателях в государственный реестр объектов негативного воздействия влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. За повторную неправильную установку системы автоматического контроля предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Должностные лица могут быть подвергнуты также дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.

За административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.