Прокуратура города Кемерово разъясняет

Прокуратура города Кемерово разъясняет

28 марта 2024

Противодействие экстремизму и терроризму
Экстремизм, и его крайняя форма – терроризм, – являются одной из самых опасных общественно-политических проблем. Профилактика экстремизма и терроризма – это не только задача государства, это задача и представителей гражданского общества: общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. В Российской Федерации экстремистская деятельность запрещена, а соблюдение этого запрета находится под строгим контролем. Подобная строгость обусловлена многонациональным и многоконфессиональным составом нашего государства, что требует пристального внимания и необходимости быстрого реагирования на попытки отдельных лиц и организаций посеять рознь между народами и различными группами населения нашей страны. Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральные законы «О противодействии экстремисткой деятельности» и «О противодействии терроризму», а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области. Противодействие экстремизму и терроризму осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон о противодействии экстремизму) экстремизм (экстремистская деятельность) это: - насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; - использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг и др. За осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке. Под преступлениями экстремистской направленности в Уголовном кодексе РФ (примечании 2 ст. 282.1) понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (например, ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ, п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание. Предусмотрена административная ответственность за экстремизм. К примеру, в ст. 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, атрибутики или символики нацистских, экстремистских организаций, а также иных атрибутики или символики, запрещенных федеральными законами, а также за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанной атрибутики или символики, кроме случаев, когда указанными действиями формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии. Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20.3.2 КоАП РФ. Кроме того, для целей противодействия экстремизму применяется комплекс мер, предусмотренных законодательством: В частности, на основании ст. 5 Закона о противодействии экстремизму в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Такие меры закреплены специальными нормами законодательства. Например, на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Согласно ст. ст. 6, 7 Закона о противодействии экстремизму в качестве мер для противодействия экстремизму также применяется предостережение или предупреждение со стороны компетентных органов в пределах их полномочий (в т.ч. органов прокуратуры, Минюста и др.). Предусмотрена ответственность в виде приостановления, прекращения деятельности организаций, объединений: - для организаций и общественных и религиозных объединений (при наличии в их деятельности признаков экстремизма либо в случае осуществления экстремистской деятельности такие организации могут быть ликвидированы, а деятельность объединений, не являющихся юридическими лицами, - запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора; кроме того, до момента рассмотрения судом указанного заявления деятельность общественного или религиозного объединения может быть приостановлена) (ст. ст. 9, 10 Закона о противодействии экстремизму). При этом, перечень общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, публикуется в "Российская газета", которая на основании распоряжения Правительства РФ от 15.10.2007 N 1420-р определена в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию перечня организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремизму. - СМИ (на основании ст. ст. 8, 11 Закона о противодействии экстремизму в случае распространения экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, либо в случае осуществления экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего СМИ может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного СМИ, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора). В целях защиты общества от противоправной информации, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети Интернет) создан Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации федеральными законами. В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Слово "террор" в переводе с латыни означает "ужас". Террор опирается на насилие и достигает своих целей путем демонстративного физического подавления любых сколько-нибудь активных противников с тем, чтобы запугать и лишить воли к сопротивлению всех потенциальных противников. Основным нормативным правовым актом, регулирующим борьбу с рассматриваемым явлением, является Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму). Согласно п. 1 ст. 3 Закона о противодействии терроризму под терроризмом понимаются идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Под террористической понимается деятельность по: - организации, планированию, подготовке, финансированию и реализации террористического акта; - подстрекательству к террористическому акту; - организации незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре (согласно ст. 208 УК РФ). Под незаконным вооруженным формированием следует понимать не предусмотренные федеральным законом объединение, отряд, дружину или иную вооруженную группу, созданные для реализации определенных целей (например, для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя территориальной целостности Российской Федерации); - вербовке, вооружению, обучению и использованию террористов; - информационному или иному пособничеству в планировании, подготовке или реализации террористического акта; - пропаганде идей терроризма, распространению материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. В целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных ст. ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса РФ. Предусмотрены самая строгая мера наказания в виде лишения свободы вплоть до пожизненного лишения свободы. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии. Противодействие экстремистской и террористической деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: Первое направление - принятие профилактических мер, направленных на предупреждение данной деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих её осуществлению. Оно включает в себя совместную работу органов власти, местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных организаций начиная от принятия Целевых программ, предусматривающих бюджетное финансирование, включающих в себя мероприятия по воспитательной, пропагандистской работе, направленной на предупреждение экстремистской деятельности, заканчивая укреплением антитеррористической защищенности объектов особой важности, мест с массовым скопление людей, социальных учреждений и т.д. В целях защиты населения и территории все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: - системой видеонаблюдения; - системой оповещения и управления эвакуацией; - системой освещения. В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. Второе направление - это непосредственное выявление и пресечение правоохранительными органами экстремистской и террористической деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц. Для оперативности выявления экстремистских и террористических угроз необходимы усилия не только правоохранительных органов, но и гражданского общества, направленные на патриотическое воспитание населения, развитие терпимого отношения общества ко всем расам и религиям, воспитание правового сознания. Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа. В связи с чем, значимую роль в противодействии экстремизму и терроризму выполняют органы прокуратуры. Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости – одна из самых острых и злободневных проблем. Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных, культурных ценностей, которые невозможно воссоздать веками. Кроме того, терроризм порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Спецслужбами и правоохранительными органами фиксируется использование идеологами террористических организаций все новых средств коммуникации для наибольшего охвата аудитории. Значительным идеологическим ресурсом экстремистов, террористов является обучение молодых граждан России в зарубежных теологических учебных заведениях. Преступники широко используют дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников. В России веками дружно жили люди разных национальностей и вероисповеданий, воспитанные на уважении к культурным и конфессиональным особенностям, при сохранении собственной идентичности. Только взаимоуважение позволят предупредить разрастание социальной базы терроризма. Защищать безопасность Отечества надо сообща с участием каждого гражданина, каждого из нас. В случае обнаружения фактов терроризма и экстремизма необходимо обращаться в органы полиции, прокуратуры, федеральной безопасности. Прокуратура Рудничного района г. Кемерово

Защита лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях
Ратифицировав Конвенцию ООН против коррупции, Российская Федерация обязалась принять данную Конвенцию за правовую основу для обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, поэтому защита указанной категории лиц является важнейшей задачей государства. В примечаниях к нормам федерального законодательства, а также в некоторых подзаконных актах, раскрываются гарантии защиты, предоставляемые государством. Так, согласно с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлен особый порядок применения мер, в том числе дисциплинарного характера, к лицам, сообщившим о фактах коррупции. Согласно данному порядку рассмотрение вопросов привлечения лиц, замещающих должность в государственном органе, Центральном банке РФ, Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственной корпорации (компании), иной организации, созданных на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральным государственным органом, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению с возможностью участия прокурора. Кроме того, лицам, намеревающимся сообщить о фактах коррупции федеральными и региональными исполнительными органами государственной власти, и подведомственными им учреждениями, юридическими бюро, органами прокуратуры и другими организациями оказывается бесплатная юридическая помощь, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями. Следующей гарантией является освобождение лица от уголовной ответственности за сообщение о факте дачи взятки и посредничестве должностному лицу. Это очень действенная мера для лиц, которые осознали последствия совершенного ими преступления и готовы сотрудничать со следственными органами. Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях РФ внесены изменения, согласно которым от административной ответственности освобождается юридическое лицо, в интересах которого давалась взятка или коммерческий подкуп, если руководство данного юридического лица способствовало выявлению данного правонарушения. Также для лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, по их заявлению может быть рассмотрен вопрос о государственной защите как участника уголовного судопроизводства. Таким образом, необходимо отметить, что российское законодательство в сфере противодействия коррупции сформировано, что предполагает последовательное соблюдение принципов системности и комплексного подхода к регулированию общественных отношений, направленных на защиту лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях и преступлениях. Прокуратура Рудничного района г. Кемерово

Денежные средства, поступившие на счет лица, обязанного представлять сведения о доходах, законность получения которых он не сможет подтвердить, будут взыскиваться в доход государства
06.03.2022 года Федеральным законом от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» внесены изменения.Согласно изменениям, если в ходе проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных лицами, на которых такая обязанность возложена законом, будет выявлено поступление на банковские счета самого лица, его супруга, а также его несовершеннолетних детей денежных средств в сумме, превышающей совместный доход супругов за три предыдущих года, лица, осуществляющие такую проверку, обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.В случае непредставления сведений, подтверждающих законность получения этих денежных средств, а также представление недостоверных сведений, указанные материалы проверки в трехдневный срок после ее завершения направляются лицом, принявшим решение о ее осуществлении, в органы прокуратуры, которые в свою очередь уполномочены провести проверку законности их происхождения, а также обратиться с иском в суд о взыскании денежной суммы в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность получения этих средств, если размер взыскиваемых средств превышает десять тысяч рублей.Для проведения таких проверок прокуроры наделены правом получать сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проверяемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках поступления денежных средств на их счета в банках и (или) иных кредитных организациях.В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитные организации обязаны выдавать прокурорам справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц при проведении в отношении них вышеуказанной проверки.Специальный порядок предусмотрен для тех, кто уволился в период проверки, по ее результатам материалы в трехдневный срок после увольнения указанного лица будут также направляться лицом, принявшим решение о ее осуществлении, в органы прокуратуры.Ранее возможность обращения в доход государства предусматривалась только в отношении приобретенных на неподтвержденные доходы объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты.Данные изменения направлены на повышение эффективности деятельности по противодействию коррупции.

Должникам предоставлено право на сохранение средств на счете в размере прожиточного минимума при списании по исполнительным документам
В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2021 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» перечень имущества должника-гражданина, на которое не может быть обращено взыскание, дополнен заработной платой и иные доходы гражданина в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.В том случае, если величина прожиточного минимума, установленная в субъекте РФ по месту жительства должника превышает общероссийский прожиточный минимум трудоспособного населения, то объем исполнительского иммунитета определяется большей из этих величин.С 1 февраля 2022 года гражданам-должникам предоставлено право на сохранение средств на счете в размере прожиточного минимума.Данное право реализуется гражданином в заявительном порядке. 
  • судебный пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства разъясняет должнику его право на обращение с заявлением о сохранении доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума; 
  • должник обращается в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации: 
  • в заявлении должник указывает наименование банка и реквизиты банковского счета, на котором необходимо сохранять доходы; 
  • банк, при наличии в постановлении судебного пристава требования о сохранении доходов, не обращает взыскание на соответствующую денежную сумму, числящуюся на указанном в постановлении счете, и не производит из нее удержание. На эту сумму не может быть также наложен арест.
Установленное ограничение, не применяется по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.


Изменен порядок получения медицинской справки водителями транспортных средств
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1092н с 1 марта 2022 года изменен порядок получения медицинской справки водителями транспортных средств.Лица, ранее лишенные водительского удостоверения за управление транспортным средством в нетрезвом виде, обязаны сдавать анализы на наличие психотропных веществ и регулярное употребление алкоголя.Эти же требования распространяются и на лиц, ранее лишенных права управления транспортным средством в результате уголовного преследования и осужденных за повторное управление транспортным средством в нетрезвом виде, а также за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти в результате нарушения правил, если водитель был нетрезв или отказался от медицинского освидетельствования.

Правительством утверждены новые правила выполнения квоты для приёма на работу инвалидов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 366 утверждены правила выполнения работодателем квоты по приёму на работу инвалидов.Ранее (до внесенных изменений) обязанность по квотированию рабочих мест считалась выполненной, если работодатель создал (выделил) рабочее место в рамках квоты и не отказал инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями.Теперь квота считается выполненной только в случае заключения трудового договора с  инвалидами.Соответствующие изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 года и действуют до 1 сентября 2028 года.

Работодателям гарантированы субсидии за трудоустройство молодёжи
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18,03.2022 № 398 введен порядок предоставления субсидий работодателям, трудоустроившим молодежь в возрасте до 30 лет.К данной категории относятся граждане в возрасте до 30 лет (выпускники колледжей и вузов без опыта работы, молодые люди без среднего профессионального или высшего образования, инвалиды, дети-сироты, родители несовершеннолетних детей, лица не имеющих средне-профессионального или высшего образования, лица освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, лица окончившие военную службу. Размер субсидии - три минимальных размера оплаты труда, увеличенным на районный коэффициент, сумму страховых взносов и количество трудоустроенных.Субсидия выплачивается в три этапа: Первый платёж работодатель получает по истечении месяца работы трудоустроенного гражданина, второй - по истечении трех месяцев, третий - по истечении шести месяцев.Для получения субсидии, работодатель должен обратиться в центр занятости для подбора специалистов под имеющиеся вакансии.Предусмотрена дистанционная возможность обращения в центр занятости через личный кабинет на портале «Работа России».После этого работодателю необходимо направить заявление в Фонд социального страхования, который занимается распределением и выплатой субсидий. Сделать это также можно дистанционно - через систему «Соцстрах».

Требования к сайтам, на которых работодатели должны размещать вакансии
26.04.2022 Вступили в силу изменения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032- 1 «О занятости населения в Российской Федерации» Так, пунктом 3 статьи 25 введена обязанность работодателей ежемесячно представлять в органы службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию необходимую При этом работодатели, отнесенные к категориям, указанным в пункте 3.2 ст. 25, такую информацию представляют исключительно в электронном виде, размещая ее на единой цифровой платформе «Работа в России» или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства РФ Требования, предъявляемые к частным сайтам вакансий: - обязанность передавать информацию на платформу «Работа в России»; - доступ к информации должен предоставляться только тем пользователям, которые идентифицированным через портал Госуслуг.Перечень частных сайтов вакансий будет публиковаться на платформе «Работа в России».Для передачи информации о вакансиях на платформу «Работа в России» владелец сайта должен заключить с оператором платформы соглашение.

Уголовная ответственность работодателей за отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение работника предпенсионного возраста
Граждане предпенсионного возраста - это лица, которым до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, осталось не более пяти лет.Трудовым кодексом установлен запрет на дискриминацию в сфере труда в силу возраста. Данный запрет распространяется также на работников предпенсионного возраста.В случае необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованное увольнение такого работника работодатель может быть привлечен к ответственности по статье 144.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.Санкция данной статьи предусматривает штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до восемнадцати месяцев, обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов.

Об ответственности за непредоставление сведений о трудоустройстве в органы службы занятости.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; За сокрытие факта занятости при постановке на учёт в качестве безработного либо в период получения пособия по безработице законом предусмотрена ответственность.В случае установления фактов попытки получения или получения пособия по безработице обманным путем в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного.Лицо, совершившее данное деяние подлежит уголовной ответственности по статье 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат).Санкция данной статьи предусматривает:
  • штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до одного года;
  • обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, 
  • исправительные работы на срок до одного года, 
  • ограничение свободы на срок до двух лет, 
  • принудительные работы на срок до двух лет, 
  • арест на срок до четырех месяцев.
За совершение данного деяния группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном и особо крупном размере предусмотрены ужесточенные санкции.За совершение данного деяния организованной группой либо в особо крупном размере предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет, либо без такового.


Об ответственности за подделку официальных документов
За подделку официальных документов и за использование заведомо подложного документа предусмотрена уголовная ответственность по статье 327 Уголовного Кодекса Российской Федерации.За подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет, а за использование такого документа предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 6 месяцев, а максимально - арест на срок до 6 месяцев.В случае выявления признаков фальсификации документа необходимо незамедлительно обращаться в территориальные органы внутренних дел.

Об ответственности за экстремизм
На основании ст. 15 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» за осуществление экстремистской деятельности граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном, законодательством Российской Федерации порядке.Статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, атрибутики или символики нацистских, экстремистских организаций, а также иных атрибутики или символики, запрещенных федеральными законами, а также за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанной атрибутики или символики, кроме случаев, когда указанными действиями формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.Статьей 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20.3.2 КоАП РФ.Статьей 20.3.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.В Уголовном кодексе РФ, предусмотрены следующие составы преступлений экстремистской направленности: 
  • публичные призывы (т.е. обращения к другим лицам в любой форме) к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ);
  • публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ).
  • действия (например, высказывания о необходимости противоправных действий), направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно­ телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, совершенные лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года (ч. 1 ст. 282 УК РФ).


Об уголовной ответственности за лесные пожары
Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 25.03.2022 № 63-ФЗ внесены изменения в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (уничтожение или повреждение лесных насаждений), согласно которым уголовная ответственность по части 1 статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации наступает при причинении ущерба свыше 10 тысяч рублей.Внесенные изменения усилили наказание за допущенные нарушения в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности.Увеличен размер штрафа с 300 тысяч до 500 тысяч рублей, максимальный срок наказания в виде принудительных работ и лишения свободы составляет 4 года.За совершение поджога лесных насаждений также предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет. За ущерб превышающий 50 тысяч рублей, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.Необходимо отметить, что привлечение лица к уголовной ответственности не освобождает его от возмещения вреда причиненного им вреда.

Особенности взыскания штрафов и пеней в 2022 году в жилищной сфере.
31.03.2022 г. вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 №474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году», в соответствии с которым до 1 января 2023 года штрафы, пени, неустойки, проценты в рамках жилищных отношений (в частности пени за коммунальные услуги, взносы за капитальный ремонт, (штрафы, пени) за несвоевременное и (или) не полностью оплаченные услуги юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по договорам о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами) рассчитываются исходя из ключевой ставки на 27 февраля 2022 года (9,5% годовых).Действие данного документа распространяется на правоотношения, которые возникли с 28 февраля 2022 года.

Запрет плановых проверок предпринимателей в 2022 году
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 366 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 году введен мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий допускается в рамках надзора в области промышленной безопасности, санитарно- эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля.Контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки, проводимых в соответствии с настоящим пунктом, профилактический визит.В таком случае контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита.В отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после вступления в силу постановления Правительства и проведение которых не допускается, контрольным (надзорным) органом, органом контроля должно быть принято решение об их отмене.

Закон об упрощенном назначении пенсий
С 1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 26.05.2021 № 153- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 153-ФЗ). Данным законом упрощен порядок назначения пенсий по инвалидности.В частности, Законом предусмотрен порядок, не требующий подачи заявления для:
  •  пенсий, назначаемых по предложению органов службы занятости; 
  • страховых пенсий по инвалидности; 
  • социальных пенсий по инвалидности.
Указанные изменения затронут следующие пенсии: 
  • досрочные (льготные);
  • за выслугу лет; 
  • страховые и социальные пенсии по инвалидности; 
  • страховые пенсии по старости гражданам, достигшим 80 лет; 
  • страховые пенсии по потере кормильца.
Такой же порядок действует и в отношении всех страховых пенсий в случае, если они пересматриваются в сторону увеличения.После внесения информации в Федеральный реестр инвалидов, данные будут автоматически направляться в Пенсионный фонд России.Сведения рассматриваются в течение 5 рабочих дней. После чего гражданину направляется извещение о назначении пенсии.Информацию о суммах средств пенсионных накоплений и правах на выплаты за счет этих средств лицам, достигшим 45 (мужчины) и 40 лет (женщины), не являющимся получателями страховой пенсии по старости Пенсионный фонд России будет обязан сообщать застрахованным лицам один раз в три года через личный кабинет сайта Госуслуги.

Несовершеннолетние вправе регистрироваться на едином портале Государственных услуг
01.04.2022 года в силу вступило Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2022 г. № 111 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части использования федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» несовершеннолетними».В соответствии с данным Постановлением несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет могут зарегистрироваться на едином портале Госуслуг самостоятельно. Для этого им необходимо указывать паспортные данные, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС), адрес регистрации по месту жительства, номер мобильного телефона и адрес электронной почты.Несовершеннолетних, не достигших 14 лет вправе зарегистрировать на портале их родители (законные представители), при наличии у них учетной записи на портале. Для этого им необходимо указать СНИЛС, реквизиты свидетельства о рождении (серия, номер, кем выдано, дата выдачи, номер записи акта о рождении, дата записи акта о рождении) лица, не достигшего возраста 14 лет, сведения о гражданстве, адрес регистрации по месту жительства, адрес электронной почты, номер мобильного телефона (при наличии).


Ответственность за «Буллинг» для несовершеннолетних и их родителей.
Буллинг — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими), лицами использующее публичные оскорбления, в том числе и использованием сети Интернет, угрозы, применение насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство.Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не могут нести ответственность за такие действия, за них несут ответственность их родители (законные представители).С 14 лет несовершеннолетний уже может быть привлечен к гражданско- правовой ответственности, в случае отсутствия доходов или иного имущества достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.Административная ответственность: Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, согласно части 1 статьи 5.61 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей.Аналогичное нарушение, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, грозит наложением штрафа от пяти до десяти тысяч рублей.Такой ответственности подлежит нарушитель, достигший возраста шестнадцати лет.Уголовная ответственность: Статья 110 УК РФ доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.Такое деяние, если совершено в отношении несовершеннолетнего, или в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет» наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.Уголовной ответственности за совершение такого деяния подлежит ответственности лицо, достигшее возраста 16 лет.Административная ответственность родителей и законных представителей: Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, несут родители и законные представители, которые не научили своих детей уважительному отношению к товарищам.В силу части 1 статьи 5.35 КоАП РФ родитель (законный представитель) несовершеннолетнего может понести наказание в виде штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Об ответственности за публичное отождествление СССР и нацистской Германии.
Федеральным законом от 16.04.2022 № 1ОЗ-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.Глава 13 КоАП дополнена статьей 13.48, устанавливающей административную ответственность за нарушение запрета на публичное отождествление СССР и нацистской Германии.Нарушение установленного федеральным законом запрета в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо при размещении информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси, установленными приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны, а также отрицания решающей роли советского народа в разгроме нацистской Германии и гуманитарной миссии СССР при освобождении стран Европы Влечет наложение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.Повторное совершение указанного административного правонарушения предусматривает увеличение размеров санкций: от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток для граждан; от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года для должностных лиц; от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток - для юридических лиц.

О принимаемых мерах по снижению административного давления на бизнес.
В условиях неблагоприятной экономической обстановки государством продолжают приниматься меры, направленные на снижение административного давления на бизнес.Так, в марте 2022 года введен трехлетний запрет на проведение проверочных мероприятий в отношении находящихся в реестре аккредитованных организаций IT-компаний. Не будут осуществляться плановые проверки таких организаций и подлежат завершению все начатые проверки. По таким проверкам не могут быть выданы никакие предписания.До конца 2022 года введен запрет на проведение проверок иных хозяйствующих субъектов. Отменены плановые проверки бизнеса, за рядом исключений (такое ограничение не распространяется, к примеру, на санитарно- эпидемиологический и пожарный надзор в отношении объектов, осуществляющих образовательную деятельность, предоставление социальных услуг, связанных с обеспечением проживания, организацией отдыха детей и их оздоровления).Сроки исполнения ранее выданных по итогам проверок предписаний продлеваются автоматически на 90 дней. Не допустим временный запрет деятельности организации или ИП при возбуждении в отношении их дела об административном правонарушении.Внеплановые проверки бизнеса могут быть проведены при получении достоверных сведений о наличии угрозы либо по факту причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, безопасности государства, возникновения ЧС.Прокуратура города обращает внимание контрольных (надзорных) органов и представителей бизнес сообщества, что даже при наличии указанных условий внеплановые проверки в 2022 году могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры.


Для лечения несовершеннолетних пациентов врачи смогут назначать лекарства не по инструкции.
Федеральным законом от 30.12.2021 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен порядок использования лекарства для лечения детей вне инструкций, которые не устанавливают, что их можно принимать детям (офф- лейбл). Данный порядок вступит в силу 29 июня 2022 г.Лекарства для применения в соответствии с показателями, которые не указаны в инструкции, будут включать в стандарты медпомощи детям и клинические рекомендации. При этом препараты должны отвечать требованиям, которые определит Правительство.Лечащий врач будет обязан проинформировать несовершеннолетнего и одного из его родителей (законного представителя) о применении препарата офф- лейбл. Пациенту расскажут о безопасности лекарства, об ожидаемом результате, степени риска и действиях в случае непредвиденных эффектов.Кроме того, данный Закон позволит детским учреждениям здравоохранения продолжить наблюдать и лечить пациентов с отдельными заболеваниями, пока им не исполнится 21 год.

Инвалиды смогут без каких-либо заявлений получить компенсацию платы за страхование по ОСАГО.
Правительством России утверждены Правила предоставления инвалидам компенсации в размере 50% от уплаченной ими либо их законными представителями страховой премии по договору ОСАГО.Уже с начала этого года указанная категория граждан может получать такой вид компенсации без подачи каких-либо заявлений и документов.При заключении договора ОСАГО подразделение Пенсионного фонда само уведомит инвалида (его законного представителя) о положенной компенсации.Зачисление компенсации будет произведено в течение 5 рабочих дней на тот же счет, на который перечисляются все другие социальные выплаты.Согласно новым Правилам страховые организации обязаны направлять сведения о заключении договоров ОСАГО с лицами, имеющими инвалидность, в Федеральный реестр инвалидов и Единую государственную информационную систему социального обеспечения.В случае, если по каким-либо причинам такие сведения не будут направлены на указанные ресурсы, заинтересованному лицу для получения компенсации следует лично обратиться с заявлением в территориальное отделение Пенсионного фонда, представив справку об инвалидности и полис ОСАГО. Данные действия можно также совершить воспользовавшись порталом «Госуслуги».

Порядок назначения выплат на детей и беременным женщинам упростился с 01 апреля.
Правительством России внесены изменения в порядок назначения выплат на детей от 3 до 7 лет, выплат одиноким родителям на детей от 8 до 17 лет и ежемесячных выплат беременным женщинам, вставшим на учет в ранние сроки.В частности, вводится возможность подачи заявления на выплату на детей 3- 7 лет по месту фактического проживания, если это предусмотрено нормативным актом соответствующего региона, а также устанавливается беззаявительный порядок перерасчета выплат в связи с ежегодным изменением прожиточного минимума.Заявление на получение пособия беременным женщинам и на детей 8-17 лет также можно будет подать по месту фактического проживания.Вносимые изменения в числе прочего затрагивают порядок расчета среднедушевых доходов семьи и оценки "нуждаемости" (из расчета исключаются некоторые виды доходов и имущества, в том числе целевые средства, полученные в рамках господдержки на приобретение имущества, развитие собственного дела, а также объекты жилого недвижимого имущества и некоторые транспортные средства, находящиеся в розыске или под арестом, уточняются критерии в отношении принадлежащих семье объектов недвижимого имущества и земельных участков).

Определены особенности регулирования градостроительной деятельности, земельных и жилищных отношений в условиях экономических санкций.
В целях поддержки российской экономики Федеральным законом от 14 марта 2022 года № 58-ФЗ упрощены установленные действующим законодательством процедуры подготовки и согласования генеральных планов, правил землепользования и застройки, проведения правовой экспертизы в рамках кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.Предусмотрен упрощенный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, механизм пролонгации договоров аренды таких земель и право уполномоченных органов принимать решения об определении льготного размера арендной платы за указанные земли.Законом установлены полномочия Правительства России в области начисления и уплаты пени в случае неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт в целях недопущения роста их размера в связи с повышением Центральным банком РФ ключевой ставки.Кроме того, уточнены порядок формирования федеральной адресной инвестиционной программы и особенности участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Так, срок депонирования средств на счете эскроу не может превышать срок ввода объекта недвижимости в эксплуатацию более чем на 6 месяцев. Предусмотрено, что по заявлению участника долевого строительства этот срок может быть продлен по истечении 6 месяцев, но не более чем на 2 года.Предусмотрены формирование федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в рамках 5-летней комплексной программы капитальных вложений и передача функций и полномочий по ее формированию и ведению от Минэкономразвития РФ Минстрою России.Поправки вступили в силу со дня опубликования закона - 14.03.2022.Изменения по договорам эскроу имеют обратную силу.