Прокуратура Центрального района г. Кемерово разъясняет:

Прокуратура Центрального района г. Кемерово разъясняет:

14 мая 2024

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе

Конфликт интересов на государственной или муниципальной службе представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) для себя или для третьих лиц, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В случае возникновения у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный или муниципальный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Представитель нанимателя обязан принять меры по его предотвращению ил урегулированию, вплоть до отстранения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности. 

Для соблюдения требований к служебному поведению и урегулирования конфликтов интересов образуются комиссии по соблюдению требований к служебном) поведению и урегулированию конфликтов интересов.

Непринятие государственным или муниципальным служащим являющимся стороной конфликта, интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его увольнение. 

Федеральное законодательство устанавливает обязанность отдельной категории граждан представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей отдельных категорий государственных гражданских служащих, работников и иных граждан предусмотрена Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами в целях противодействия коррупции.

Гражданин при поступлении на государственную гражданскую службу, а также государственный гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период от всех источников, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественною характера.

Установлена обязанность лица, замещающего одну из должностей, включенных в соответствующий перечень, отчитываться за себя и за своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и т.д., если сумма сделки превышает общий доход указанного лица за 3 последних года, предшествующих совершению сделки.

Проверка достоверности и полноты сведений о расходах осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Сведения о доходах, расходах служащих, замещающих должности, по которым предусмотрено размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей размещаются в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных государе 1 венных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования СМИ.

Непредставление государственным гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы.

Федеральным законодательством предусмотрена обязанность принятия организациями мер по предупреждению коррупции

В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Данная обязанность распространяется на все организации вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации.

Перечень вводимых мер определяется организацией самостоятельно, исходя из специфики ее деятельности и реализуемых функций, оценки соответствующих коррупционных рисков. Главное требование - они нс должны противоречить законодательству и налагать на работников организации и иных лиц обязанности, не предусмотренные нормативными правовыми актами.

Меры по предупреждению коррупции могут включать: 

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов. Необходимо обеспечить своевременное ознакомление с ними работников.

Федеральное законодательство предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения За совершение коррупционных правонарушений предусмотрены уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

В случае если от имени или 'В интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19.28. КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридическою .ища»).

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29. КоАП РФ).

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического липа не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

УК РФ предусмотрено лишение свободы на дли тельный срок как за получение взятки, так и за дачу взятки и посредничество.

Перед законом отвечает не только тот, кто получает взятку, но и тот. кто взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.

Если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки. 

Статьями 290 - 291.2 УК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафов, исправительных работ, ограничения свободы. 

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки правоохранительным органам