города Кемерово
- Главная
- Администрация
- Администрация города
- Муниципальные услуги
- Услуги, оказываемые управлением социальной защиты населения
Услуги, оказываемые управлением социальной защиты населения
Порядок и условия предоставления социальных услуг учреждениями социального обслуживания населения города Кемерово
Социальные услуги - это действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической или разовой помощи пожилым людям и инвалидам в целях улучшения условий их жизнедеятельности, содействие в самостоятельном обеспечении своих основных жизненных потребностей.
Социальные услуги могут быть предоставлены пожилым людям и инвалидам не только на дому, но и в полустационарных (например, в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания или в Центре социальной адаптации населения) или стационарных условиях (проживание в доме-интернате).
Перечень социальных услуг, которые могут получать жители Кемеровской области, утверждены Законом Кемеровской области от 18.12.2014 № 121-ОЗ «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг». Данный перечень включает в себя социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности. Гражданам, остро нуждающимся в социальной помощи, предлагаются также срочные социальные услуги (содействие в получении временного жилого помещения, в получении юридической и экстренной психологической помощи).
По желанию получателя социальных услуг, ему могут предоставляться дополнительные социальные услуги.
Предоставление социальных услуг регламентировано специальными нормативными документами, в том числе постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.12.2014 № 515 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и срочных социальных услуг».
Предоставление социальных услуг может осуществляться временно (на срок до 6 месяцев) или постоянно, бесплатно или за определенную плату.
Социальные услуги могут быть предоставлены пожилым людям и инвалидам не только на дому, но и в полустационарных (например, в отделениях дневного пребывания центров социального обслуживания или в Центре социальной адаптации населения) или стационарных условиях (проживание в доме-интернате).
Перечень социальных услуг, которые могут получать жители Кемеровской области, утверждены Законом Кемеровской области от 18.12.2014 № 121-ОЗ «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг». Данный перечень включает в себя социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности. Гражданам, остро нуждающимся в социальной помощи, предлагаются также срочные социальные услуги (содействие в получении временного жилого помещения, в получении юридической и экстренной психологической помощи).
По желанию получателя социальных услуг, ему могут предоставляться дополнительные социальные услуги.
Предоставление социальных услуг регламентировано специальными нормативными документами, в том числе постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.12.2014 № 515 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг на дому, в полустационарной форме социального обслуживания и срочных социальных услуг».
Предоставление социальных услуг может осуществляться временно (на срок до 6 месяцев) или постоянно, бесплатно или за определенную плату.
Получателями социальных услуг могут стать российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства при условии:
- постоянного проживания на территории Кемеровской области;
- признания нуждающимися в социальном обслуживании специальной комиссией, в которую входят представители учреждения социального обслуживания, предоставляющего социальные услуги и, по необходимости, специально привлеченные специалисты других учреждений.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 442-ФЗ), нуждающимися в социальном обслуживании признаются граждане в следующих ситуациях:
Федеральным законом 442-ФЗ установлены права и обязанности учреждений и организаций, предоставляющих социальные услуги – так называемых поставщиков услуг. В частности, поставщик услуг обязан:
- полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
- наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
- ·отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
- наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
- отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- отсутствие работы и средств к существованию;
- наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
- осуществлять свою деятельность в соответствии с существующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области;
- предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона;
- предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
- учитывать при работе с получателями социальных услуг требований о защите персональных данных;
- осуществлять социальное сопровождение, обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
- предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи;
- обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
- обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг.
- ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения;
- применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
- помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
- запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;
- предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату;
- отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, а также, в связи с наличием медицинских противопоказаний, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Такой отказ возможен только при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации.
Вопросы и ответы
Заявление в письменном или электронном виде может подать как сам гражданин, так и его законный представитель непосредственно в центр социального обслуживания по месту жительства, центр социальной помощи семье и детям, в центр социальной адаптации населения, либо в управление социальной защиты населения города Кемерово. Заявление подается по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 N 159н «Об утверждении форм заявления о предоставлении социальных услуг».
Как определяется нуждаемость в социальном обслуживании на дому и принимается решение о зачислении?
Информация (заявка) о нуждаемости гражданина в социальных услугах может быть подана в письменном, электронном или устном виде (в том числе и по телефону). С заявкой на предоставление социального обслуживания может обратиться как сам гражданин лично, так и его полномочный представитель, представители органов власти, общественных организаций, родственники, заинтересованные лица.
Незамедлительному рассмотрению (в течение одного рабочего дня) подлежат заявки в случае, когда:
На проведение такого обследования и передачу информации личного характера в комиссию по оценке нуждаемости обратившемуся следует письменно подтвердить свое согласие и представить необходимые для рассмотрения документы. В состав комиссии по оценке нуждаемости входят: непосредственный организатор ухода – специально уполномоченный работник центра социального обслуживания по месту жительства, работник медицинской организации, психолог. При необходимости в состав комиссии включаются другие специалисты (юрист, консультант-психиатр, участковый врач, участковый уполномоченный полиции, сотрудники организаций жилищно-коммунального хозяйства и др.). В ходе работы комиссии заполняется Акт оценки нуждаемости. На основании выявленных проблем и потребностей по разделам акта комиссия по оценке нуждаемости делает заключение о проблемных областях жизнедеятельности и потребностях обратившегося гражданина, и разрабатывает стратегию ухода для улучшения (поддержания) его жизнедеятельности. На основании рекомендаций комиссии принимается индивидуальный план ухода за получателем социальных услуг, который обсуждается как с клиентом, так и с другими заинтересованными лицами, которые могут быть при необходимости привлечены к оказанию услуг (законный представитель, родственники, соседи, волонтеры). В план ухода включаются социальные услуги в объемах, определенных стандартами социальных услуг, и при необходимости дополнительные социальные услуги; указываются периодичность их предоставления и исполнитель. Услуги предоставляются согласно утвержденному плану ухода, но при необходимости, в процессе обслуживания в него могут быть внесены изменения. По результатам оценки нуждаемости гражданина составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, включающая:
Принятие решения о зачислении либо об отказе в зачислении на социальное обслуживание и его форме, осуществляется комиссией по оценке нуждаемости после рассмотрения всего пакета документов на получателя социальных услуг. О принятом решении центр социального обслуживания по месту жительства направляет уведомление заявителю.
После зачисления на социальное обслуживание, подтвержденного приказом учреждения социального обслуживания, с получателем социальных услуг составляется договор о социальном обслуживании.
Получателю социальных услуг в обязательном порядке предоставляются:
Информация (заявка) о нуждаемости гражданина в социальных услугах может быть подана в письменном, электронном или устном виде (в том числе и по телефону). С заявкой на предоставление социального обслуживания может обратиться как сам гражданин лично, так и его полномочный представитель, представители органов власти, общественных организаций, родственники, заинтересованные лица.
Незамедлительному рассмотрению (в течение одного рабочего дня) подлежат заявки в случае, когда:
- гражданину угрожает потеря физического здоровья;
- при утрате способности к самообслуживанию (для одиноких граждан).
На проведение такого обследования и передачу информации личного характера в комиссию по оценке нуждаемости обратившемуся следует письменно подтвердить свое согласие и представить необходимые для рассмотрения документы. В состав комиссии по оценке нуждаемости входят: непосредственный организатор ухода – специально уполномоченный работник центра социального обслуживания по месту жительства, работник медицинской организации, психолог. При необходимости в состав комиссии включаются другие специалисты (юрист, консультант-психиатр, участковый врач, участковый уполномоченный полиции, сотрудники организаций жилищно-коммунального хозяйства и др.). В ходе работы комиссии заполняется Акт оценки нуждаемости. На основании выявленных проблем и потребностей по разделам акта комиссия по оценке нуждаемости делает заключение о проблемных областях жизнедеятельности и потребностях обратившегося гражданина, и разрабатывает стратегию ухода для улучшения (поддержания) его жизнедеятельности. На основании рекомендаций комиссии принимается индивидуальный план ухода за получателем социальных услуг, который обсуждается как с клиентом, так и с другими заинтересованными лицами, которые могут быть при необходимости привлечены к оказанию услуг (законный представитель, родственники, соседи, волонтеры). В план ухода включаются социальные услуги в объемах, определенных стандартами социальных услуг, и при необходимости дополнительные социальные услуги; указываются периодичность их предоставления и исполнитель. Услуги предоставляются согласно утвержденному плану ухода, но при необходимости, в процессе обслуживания в него могут быть внесены изменения. По результатам оценки нуждаемости гражданина составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, включающая:
- первичный акт обследования;
- акт индивидуальной оценки нуждаемости;
- план мероприятий по уходу;
- перечни согласованных и фактически предоставленных социальных услуг в объемах, определенных стандартами социальных услуг, и при необходимости дополнительных социальных услуг.
Принятие решения о зачислении либо об отказе в зачислении на социальное обслуживание и его форме, осуществляется комиссией по оценке нуждаемости после рассмотрения всего пакета документов на получателя социальных услуг. О принятом решении центр социального обслуживания по месту жительства направляет уведомление заявителю.
После зачисления на социальное обслуживание, подтвержденного приказом учреждения социального обслуживания, с получателем социальных услуг составляется договор о социальном обслуживании.
Получателю социальных услуг в обязательном порядке предоставляются:
- договор об оказании социальных услуг с приложением индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
- экземпляр плана ухода;
- информация о видах социальных услуг, тарифах и условиях оплаты;
- информация о процедуре подачи жалоб;
- правила поведения при социальном обслуживании.
Индивидуальная программа составляется и вручается получателю социальных услуг в срок не более чем десять рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания.
Какие документы необходимы для решения вопроса о принятии решения о предоставлении социального обслуживания на дому?
К заявлению о предоставлении социального обслуживания необходимо приложить следующие документы:
Как быть в случае, если заявитель не имеет возможности представить какие-либо документы самостоятельно?
К заявлению о предоставлении социального обслуживания необходимо приложить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт или военный билет);
- пенсионное удостоверение;
- справку медико-социальной экспертизы (для граждан, признанных инвалидами);
- справку, выданную органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о виде и размере пенсии;
- справку, свидетельство, удостоверение или иной документ установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством (при наличии льгот);
- документы, подтверждающие отнесение граждан к категории, имеющей право на бесплатное обслуживание;
- медицинскую справку об отсутствии противопоказаний к социальному обслуживанию.
Как быть в случае, если заявитель не имеет возможности представить какие-либо документы самостоятельно?
Заявителю необходимо сообщить о своих затруднениях в предоставлении документов в центр социального обслуживания населения по месту жительства, и ему окажет содействие специалист по социальной работе.
Кому может быть отказано в предоставлении социального обслуживания на дому?
Гражданину могут оказать в социальном обслуживании по следующим причинам:
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно:
Социальные услуги за плату или частичную плату предоставляются гражданам, среднедушевой доход которых превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную Законом Кемеровской области №101-ОЗ.
Кому может быть отказано в предоставлении социального обслуживания на дому?
Гражданину могут оказать в социальном обслуживании по следующим причинам:
- наличие медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию;
- непредставление гражданином требуемых документов (или представление не в полном объеме);
- представление гражданином заведомо недостоверных сведений и документов, по форме или содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- гражданам, чей среднедушевой доход, рассчитанный в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» (далее - среднедушевой доход), на дату обращения ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной Законом Кемеровской области от 13.11.2014 № 101-ОЗ «Об установлении размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» (далее - Закон Кемеровской области № 101-ОЗ);
- инвалидам Великой Отечественной войны;
- участникам Великой Отечественной войны, принимавшим участие в боевых действиях в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года;
- одиноким (не состоящим в браке и не имеющим родственников, обязанных по закону содержать и оказывать необходимую помощь) ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в сельской местности.
- Социальные услуги в полустационарной предоставляются бесплатно:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- гражданам, чей среднедушевой доход, рассчитанный в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» (далее - среднедушевой доход), на дату обращения ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной Законом Кемеровской области № 101-ОЗ;
- лицам без определенного места жительства;
- беременным женщинам;
- семьям с несовершеннолетними детьми;
- гражданам, обратившимся за оказанием психологической помощи анонимно, в том числе по телефону доверия;
- участникам Великой Отечественной войны, принимавшим участие в боевых действиях в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Правила расчета среднедушевого дохода установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 г. № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».
Оплата социальных услуг осуществляется в соответствии с договором об оказании социальных услуг, заключаемым между учреждением социального обслуживания (поставщиком услуг) и получателем.
В случае, если получатель социальных услуг отказывается оплачивать оказанные социальные услуги, учреждение социального обслуживания вправе решать вопрос о расторжении договора с возмещением понесенных затрат.
Тарифы на предоставление социальных услуг определены постановлением постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.03.2016 № 21 «Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемые поставщиками социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания в Кемеровской области», постановлением администрации города Кемерово от 31.03.2016 № 649 «Об установлении тарифов на дополнительные социальные услуги, предоставляемые получателям социальных услуг, муниципальными учреждениями социального обслуживания населения города Кемерово»».
В случае изменения тарифов на социальные услуги либо условий оплаты социальных услуг поставщик социальных услуг уведомляет об этом гражданина или его законного представителя в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, утверждающего тарифы на социальные услуги.
Как оплачиваются дополнительные социальные услуги?
Дополнительные социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты независимо от уровня дохода и категории получателя социальных услуг.
Что такое социальное сопровождение?
При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
Как можно обжаловать решение о снятии с социального обслуживания или в отказе в предоставлении социальных услуг?
По данному вопросу Вы можете обратиться с соответствующим заявлением в управление социальной защиты города Кемерово, в департамент социальной защиты населения Кемеровской области или в суд.
Где можно получить информацию об учреждениях, предоставляющих социальные услуги?
Учреждения всех форм собственности, предоставляющие социальные услуги, включены, на добровольной основе, в реестр поставщиков социальных услуг Кемеровской области. Реестр поставщиков социальных услуг Кемеровской области размещен на официальном сайте департамента социальной защиты населения Кемеровской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В реестре поставщиков социальных услуг содержится, в частности, следующая информация:
Документом, который разрабатывается в случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, является индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа).
Что является основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину социального обслуживания?
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является:
Оплата социальных услуг осуществляется в соответствии с договором об оказании социальных услуг, заключаемым между учреждением социального обслуживания (поставщиком услуг) и получателем.
В случае, если получатель социальных услуг отказывается оплачивать оказанные социальные услуги, учреждение социального обслуживания вправе решать вопрос о расторжении договора с возмещением понесенных затрат.
Тарифы на предоставление социальных услуг определены постановлением постановлением региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 18.03.2016 № 21 «Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемые поставщиками социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания в Кемеровской области», постановлением администрации города Кемерово от 31.03.2016 № 649 «Об установлении тарифов на дополнительные социальные услуги, предоставляемые получателям социальных услуг, муниципальными учреждениями социального обслуживания населения города Кемерово»».
В случае изменения тарифов на социальные услуги либо условий оплаты социальных услуг поставщик социальных услуг уведомляет об этом гражданина или его законного представителя в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего нормативного правового акта, утверждающего тарифы на социальные услуги.
Как оплачиваются дополнительные социальные услуги?
Дополнительные социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты независимо от уровня дохода и категории получателя социальных услуг.
Что такое социальное сопровождение?
При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
Как можно обжаловать решение о снятии с социального обслуживания или в отказе в предоставлении социальных услуг?
По данному вопросу Вы можете обратиться с соответствующим заявлением в управление социальной защиты города Кемерово, в департамент социальной защиты населения Кемеровской области или в суд.
Где можно получить информацию об учреждениях, предоставляющих социальные услуги?
Учреждения всех форм собственности, предоставляющие социальные услуги, включены, на добровольной основе, в реестр поставщиков социальных услуг Кемеровской области. Реестр поставщиков социальных услуг Кемеровской области размещен на официальном сайте департамента социальной защиты населения Кемеровской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В реестре поставщиков социальных услуг содержится, в частности, следующая информация:
- полное и (если имеется) сокращенное наименование поставщика социальных услуг;
- дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг;
- адрес, контактный телефон, адрес электронной почты поставщика социальных услуг; фамилия, имя, отчество руководителя;
- информация о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг (при необходимости);
- перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг, тарифы на них и условия предоставления и др.
Документом, который разрабатывается в случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, является индивидуальная программа предоставления социальных услуг (далее – индивидуальная программа).
Что является основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину социального обслуживания?
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является:
- поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания
- либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации
- либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
Государственные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями социальной защиты населения:
Муниципальные услуги, оказываемые управлением и муниципальными учреждениями социальной защиты населения:
Анонсы