города Кемерово
Памятник первооткрывателю кузнецкого угля Михайле Волкову, Михайло Волков, Баранов Н. Г.
Памятник первооткрывателю кузнецкого угля Михайле Волкову

В 1720-1722 годах в северных предгорьях Алтая группа С. Костылева вела поиски полезных ископаемых. Тогда, в те годы, и обнаружил М. Волков железную руду в Томском уезде и каменный уголь в «горелой горе» в семи верстах от Верхотомского острога.
В 1957 году вблизи от этого места был возведён памятник-обелиск, посвященный 50-летию Кемеровского рудника (который в 2003 году, в связи с установкой монумента «Память шахтерам Кузбасса», был перемещен на территорию музея «Красная Горка». Именем Михайлы Волкова назван один из крупнейших угольных пластов этого месторождения, а также улица в Рудничном районе города Кемерова.
Этот памятник особенный. Его бескорыстно подарил родному городу Георгий Баранов. Баранов узнал о М. Волкове в 1946 году, когда в Томске в университетской библиотеке прочитал статью профессора А. Зворыкина о Кузбассе и сразу же загорелся идей вылепить рудознатца.
История не донесла до нас изображения М. Волкова, и Георгий Баранов собирал его образ по крупицам. Скульптору представлялось, что Волков должен был быть мужественным, уверенным в себе человеком, способным ради высокой идеи преодолевать многие трудности и лишения. Тогда, в 50-е годы, Г. Баранов сделал несколько скульптур Волкова. Одна из них – прообраз нынешнего памятника - демонстрировалась на Всероссийской выставке, потом перешла на Всесоюзную выставку. Скульптура М. Волкова была отмечена поощрительной денежной премией и одобрена самим Н.В. Томским – членом Академии художеств СССР.
Нынешнему памятнику предшествовали долгие творческие поиски. Г. Баранов одевал Волкова в разные одежды, обувал в лапти и сапоги, менял ему прическу, выражение лица, пока, наконец, не остановился на привычном нам образе. Рукава казакина-накидки закатаны по локоть, чтоб были видны сильные руки, бережно прижимающие к груди драгоценную находку. Статная фигура Волкова с одухотворенным лицом, взглядом, устремленным вдаль, оказалась наиболее удачной. В городе долго спорили: какое место выбрать для памятника? В конце концов, выбрали удачное и символическое – на площади напротив нынешнего КузГТУ, который готовит специалистов угольной промышленности. Открытие памятника приурочили ко Дню шахтера - 23 августа 1968 года. В 1974 году согласно Постановлению Совета Министров СССР, памятник М. Волкову стал памятником республиканского (сейчас – федерального) значения.
Памятник давно перешел границы площади Волкова. Он стал, по существу, эмблемой нашего города. Он везде – на открытках, на проходящих мимо трамваях, на плакатах. Внизу на таких плакатах надпись – «С любовью к городу».
Сквер на площади Волкова - излюбленное место отдыха студентов КузГТУ, один из корпусов которого находится неподалеку.
1. Положение «Об эмблеме города Кемерово»: Утв. Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2004 г. №181
2. Винчина, Л. История одного памятника [Текст] / Л. Винчина // Красная горка: Монумент шахтерам. Альманах. Вып. 5/ ред. Г. Е. Юров.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.- С. 114-117.
3. Киреева, А. Шахтёрский символ помолодел [Текст] / А. Киреева // Кузнецкий край. – 2005. – 18 августа. - С. 2.
4. Котляров, Ю.С. и др. Памятники Кузбасса [Текст] / Ю.С. Котляров, А.И. Марты
Михайло Волков
Годы рождения и смерти Михайлы Волкова неизвестны. Много лет занимался разведками руд в центральных районах страны. В 1719 г. был послан для разведки земных недр в Сибирь. Недалеко от Кузнецка и Томска обнаружил ряд месторождений железной и медной руды. Образцы найденного Волковым каменного угля в 1722 г. испытывались в Петербурге и дали положительный результат.
Рудознатец Волков в 1721 году открыл «по Томи в 7 верстах от Верхотомского острогу горелую гору в 20 сажен высотою». Гора эта находится ныне в черте города Кемерово, на территории музея-заповедника «Красная Горка». Это и было, как принято считать, открытие первого месторождения кузбасских углей. Об этом событии сочинялись научные статьи и популярные книжки (повесть Виталия Рехлова, вышедшая двумя изданиями), по мотивам этой легенды снят даже художественный фильм («Тайна Золотой горы», 1985, Свердловская киностудия, режиссер Н.Гусаров). Однако никто толком не знал, был ли славный рудознатец рязанским крепостным крестьянином или тобольским казачьим сыном, так что он оставался фигурой совершенно баснословной.
И лишь в 2007 году кемеровский исследователь Игорь Усков и потомок рудознатца томич Владимир Волков в книжке «Михайло Волков: опыт документальной биографии» (Кемерово, 2007) на основании генеалогических разысканий доказали, что наш баснословный рудознатец был сыном крестьянина Красномысской слободы Тобольского уезда Михайлы Аверкиева. Двойные фамилии или отчества в ту пору были нередки во всех сословиях – одно имя человеку давали при крещении, другим прозванием пользовались в быту. Происходило же это семейство, по всей видимости, из Невьянской слободы на Урале. А казачьим сыном Михайла мог считаться потому, что его родитель вполне мог записаться в так называемые беломестные казаки, получавшие от казны землю, но не состоявшие на жалованье.
История Михайлы Волкова, одного из первопроходцев Сибири весьма путана. Историки до сих пор не могут прийти к единому решению: был ли первооткрыватель кузнецкого угля сыном казака или же подневольным крестьянином. Одно известно достоверно: некий князь М.П. Гагарин в 1717 году отпустил по челобитной крестьянина Степана Корыстылёва искать всякого рода руды. Степана дальше Томска не пустили и чуть было не выпороли кнутом за излишнюю любознательность. Тогда вышеупомянутый рудознатец с сотоварищем отправились пешком в Москву с найденными образцами медной руды, после чего Берг-коллегия дала официальный ход делу, и уже в 1720 году Степан Корыстылёв прихватил с собою в сотоварищи «тобольского казачьего сына Михайлу Волкова».
В 1721 году Михайло Волков был послан из Тобольска в Томск с целью продолжения розыскной работы. «И из Томска ездили вверх по Томи до Красной горы, и у той горы руди приискали, и взяв сверху тои горы горелой земли». Берг-коллегия, разбирая донесения, особое внимание обратила на каменный уголь. Она тут же выдвинула вопрос о практическом применении минерального топлива. Правда, вопрос оставался открытым вплоть до 1827 года: именно тогда угольное месторождение было изучено геологической партией. Судьба же самого Михайлы Волкова до сих пор неясна. Где он жил, что делал дальше?..
Георгий Николаевич Баранов (1917 – 1994)
Родился в пос. Березово Кемеровской области. Учился в Кемеровском химическом техникуме (1937 - 1940, не окончил), Челябинском педагогическом институте (1940-1941, не окончил), Казахском педагогческом институте, г. Алма-Ата (1941-1942).
По возвращении в Кемерово преподавал в общеобразовательных школах №№ 42, 21. В 1943 году работал художником-оформителем на Коксохимическом заводе, с 1946 года - в товариществе «Художник», где обратился к скульптуре.
В 1951 году, наряду с А.Н. Кирчановым и Ю.Г. Лобузновым, стал участником республиканской выставки в Москве, после чего имена этих художников были занесены в «Почетную Летопись Кузбасса». Член Союза художников СССР (России) с 1957 года.