города Кемерово
Сегодня впервые состоялась выездная пресс-конференция Главы города Владимира Васильевича Михайлова, посвященная строительству нового моста. Глава города с журналистами побывал на месте будущей правобережной развязки, шоссе Логовом, проспекте Кузнецком
В октябре 1984 года Кемеровский облисполком выдал задание на проектирование нового моста через реку Томь. Строительство моста началось в октябре 1990 года. В соответствие с нормативами мост должны были сдать в эксплуатацию через 6,5 лет. Однако в связи со сложной экономической ситуацией в стране, это торжественное мероприятие было отложено на неопределенный срок.
В 2005 году Губернатором Кемеровской области Аманом Гумировичем Тулеевым было принято решение об окончании строительства крупнейшего в Кузбассе моста через реку Томь. При поддержке министерства транспорта из федерального и областного бюджетов планируется выделить 1 млрд. 17 млн. руб.: федеральный бюджет – 722 млн. руб., областной бюджет – 295 млн. руб.
19 ноября 2005 года было перекрыто движение по старому коммунальному мосту. 31 декабря завершились работы по разбору той части коммунального моста, которая пересекалась с новым и только 1 января 2006 года строители продолжили, начатые 15 лет назад работы по возведению нового моста.
Основные характеристики моста:
- Протяженность – 638 метров;
- Ширина – 42 метра;
- Обособленное трамвайное полотно – 7 метров (двустороннее движение);
- Тротуары с обеих сторон – по 2,25 метра;
- На правом берегу – транспортная развязка в двух уровнях;
- Трамвайная эстакада;
- На левом берегу – коммуникационная эстакада;
- Автомобильная нагрузка - 80 тонн (плюс 100-процентный запас прочности);
- Гарантия прочности металлоконструкций – 100 ле
Обычно мост такой ширины строится в 2 этапа: сначала надвигается одна половина, потом другая. При возведении нового кемеровского моста была применена надвижка по всей ширине. Перед мостостроителями стояла достаточно сложная задача – обеспечить положение каждой точки по четырем плоскостям с разницей не более 10 мм. Это очень высокая точность.
На сегодняшний день закончено строительство основы моста. Возведены все опоры. В мае была завершена надвижка 6-го (последнего) пролетного строения: работы выполнены на 75%.Сегодня мост это:
- Металлопролетное строение весом более 9 тыс. тонн;
- 212 металлических коробов (вес каждого блока от 23 до 25 тонн);
- 63 балки (каждая длиной 33 метра);
- 28 опорных частей весом 215 тонн;
- 7 основных опор и 3 эстакадные опоры.
В мае началось опускание пролетных конструкций в проектное (рабочее) положение на опоры. Это займет максимум 45 дней.
Первая опора №7 была выставлена в проектное положение 29 мая (нужно отрегулировать еще 6 опор). Только после этого можно приступить к следующему этапу – благоустройству, который включает в себя: укладку дорожной одежды, прокладку трамвайного полотна, установку опор освещения и контактной сети, монтаж перильного ограждения. Покраска моста внутри металлоконструкций уже началась.
Дорожная одежда моста, естественно, отличается от одежды магистралей. В основу дорожной одежды моста обязательно укладывается гидроизоляционный слой и только затем 2 слоя асфальто – бетонного покрытия. Общая площадь дорожных работ на мосту (вместе с тротуарами) составляет около 24 тыс. кв. м.
На мосту будут установлены 32 стандартные опоры освещения с современными светильниками (как на ул. Тухачевского и пр. Ленина). По устройству архитектурной подсветки существует 2 варианта, какой из них будет реализован, решит творческий совет при управлении городского дизайна и наружной рекламы.
1. Центральным элементом первого классического варианта являются опоры моста, которые будут подсвечиваться светильниками традиционного ярко – оранжевого заливающего света. Каждую опору будут подсвечивать 32 прожектора. Дополнительным элементом станет гирлянда в три нитки, символизирующая триколор Российской Федерации. Гирлянда состоит из 37 тысяч ламп.
2. Второй вариант представлен архитектурной подсветкой с изменяемым цветом свечения. При этом варианте опоры моста будут подсвечены 20 прожекторами с изменяемым светом. На каждую опору – 4 прожектора. Торцевая часть моста будет освещаться прожекторами зеленого цвета. Всего 320 прожекторов. И на каждую сторону моста по 650 тубусных светильников. Светильникам можно задавать 8 программ свечения.
Для покраски моста приобретается 152 тонны специальной краски, гарантийной срок которой 15 лет. Для сравнения: 4 цистерны емкостью 40 тонн. На приобретение краски из областного бюджета выделено 46 млн. руб.
Неотъемлемой частью моста являются правобережная и левобережная эстакады. Левобережная эстакада представляет собой конструкцию для инженерных коммуникаций. Объем работ выполнен на 80%: проложен канализационный коллектор, закончена перекладка водопровода и действующих электрокабелей. Осталось выполнить телефонную канализацию и проложить электрокабели со стороны ГРЭС.Правобережная эстакада – это двухуровневая транспортная развязка. В феврале этого года было принято решение об изменении проекта развязки для уменьшения объема земляных работ в 2 раза. При этом удобство и пропускная способность автотранспорта не ухудшатся. Сегодня развязка состоит из двух «лепестков»: Красновского и Кировского направлений. Выполнение земляных работ: Красновская часть развязки – 90%, Кировское направление – 40%. Для отсыпки земляного полотна потребовалось 87 тыс. куб. м грунта. Кроме этого, 51 тыс. куб. м грунта для устройства основных съездов с моста. В отличие от пр. Московского, где бетонное основание, на правобережной развязке - щебеночное основание. Это связано с особенностями грунтов. В соответствие с графиком, работы по устройству основания проезжей части и сооружению ливневой канализации начнутся через несколько дней - 15 июня.
На правобережной развязке будет установлено шесть высокомачтовых опор. Высота каждой - 30 м. Это новые для нашего города опоры. В Европе они применяются для освещения стадионов и больших площадок. Для обслуживания светильников не нужна будет специальная высотная техника, т.к. светильники будут автоматически опускаться вниз. На развязке будет установлено 108 дорожных знаков и 6 указателей направления движения.
Частью моста является уникальная для нашего города конструкция – трамвайная эстакада. Её протяженность - 238 метров. Эстакада монтируется на 14 опорах. Все опоры установлены. Начаты работы по устройству балок пролетных строений эстакады. Забиты сваи под подпорные стенки. Эстакада является практически вторым уровнем правобережной транспортной развязки и соединяет трамвайные пути моста и улицы Логовой.
В общей сложности, от пр. Советского до пр. Шахтеров, работникам Кемеровской электротранспортной компании предстоит уложить около 6,5 км трамвайных путей. Это крайне ответственная задача. За соблюдением основных условий – качество и безопасность – установлен жесткий контроль. В круглосуточном режиме работают две комплексные бригады службы пути и энергохозяйства из 34 человек.
На новом мосту запроектировано по три полосы движения в обоих направлениях. На проспекте Кузнецком (участок от пр. Советского до моста) до реконструкции было по 2 полосы движения. На улице Логовой (от серпантина до пр. Шахтеров) – всего 2 полосы движения в одном направлении.
Для того чтобы выровнять пропускную способность на подходах к мосту, авторами проекта было принято решение о реконструкции и уширении этих участков. На проспекте Кузнецком (указанный участок) планируется: устройство 6 полос движения (по 3 в прямом и обратном направлении), полное переустройство и перенос на 5 м на восточную сторону около 2 км трамвайных путей, установка новых 30 опор освещения совмещенных с контактной сетью. Опоры будут перенесены с тротуара в межпутье.
На участке от пр. Советского до ул. Островского будет установлено 38 оригинальных светильников, которые при минимуме ламп дают максимум света.
С западной стороны проспекта предусмотрен заездной карман шириной 2,5 м для парковки автомобилей. Это сторона, где располагается Налоговая инспекция, редакция газеты «С тобой» и другие организации. Автостоянка напротив ОАО «Кузбассэнерго» по предписанию ГИБДД будет убрана.
Уже построена система ливневой канализации, которой раньше не было.
Сама по себе реконструкция проспекта не вызывает вопросов. Есть такого рода опыт: в прошлом году был реконструирован проспект Ленина. Однако, каждая улица, как живой организм, индивидуальна. Реконструкция пр. Кузнецкого проходит в особых условиях. Во–первых, насыщенность коммуникаций, при этом часть из них – ветхие, поэтому требуется осторожность, чтобы не создать аварийную ситуацию. Во–вторых, стесненность, т.к. нельзя полностью перекрыть движение транспорта. В–третьих, большое количество подрядчиков, работу которых нужно четко организовать.
При реконструкции проспекта необходимо решить две основных задачи - создание комфортных условий и обеспечение безопасности для пешеходов и транспорта.
Срок окончания работ на пр. Кузнецком – 30 августа.
После реконструкции на улице Логовой (от серпантина до пр. Шахтеров) будет: уширенное до 4 полос движения (по 2 в прямом и обратном направлении) дорожное полотно, новая трамвайная сеть протяженностью около 3 км, новая ливневая канализация.
Работы на улице Логовой осложнены несколькими факторами: во-первых, гидрогеологическими условиями. На этом участке грунтовые воды проходят близко от поверхности, поэтому необходимо соорудить дренажную систему. Во–вторых, большим объемом земляных работ.
Для уширения дороги необходимо снести часть склона от моста до серпантина по восточной стороне, а от серпантина до школы по западной стороне. На участке от серпантина до ДК шахтеров нужно будет сместить 780 метров трамвайных путей на 6 метров (восточнее).
В соответствие с графиком окончание работ на улице Логовой назначено на 13 сентября.
Уже сейчас начата работа над изменениями в схеме маршрутов пассажирского транспорта, которые произойдут после открытия движения по новому Кузнецкому мосту. В планах – устройство новой трамвайной развязки на пр. Шахтеров. Это позволит сформировать новый трамвайный маршрут от поселка шахты Северной до проспекта Кузнецкого. Часть прежних автобусных и коммерческих маршрутов будут восстановлены. Некоторые маршруты через Кузбасский мост останутся. Для этого будем изучено мнение горожан.
После открытия автобусного движения по новому мосту электропоездом будут выполняться 2 рейса от железнодорожного вокзала (7–45ч. и 17–50ч.) и 2 рейса от 21 микрорайона (9–08ч. и 17–11ч.).
Строительство моста, по финансовым, временным и трудозатратам, глобальное событие. Благодаря поддержке Губернатора Кемеровской области А.Г.Тулеева строительство моста получает все самое необходимое – средства, поддержку и контроль.
Новый мост даст областному центру дополнительные возможности для развития. Оно уже началось, например: со строительства проспекта Московского, реконструкции проспекта Кузнецкого и улицы Логовой.